Философия / Методология в России


   

   

M. Ecsher. Рука с зеркальным шаром


Ведущий раздела
Владимир Никитаев

  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

Рефлексии разной глубины и степени

Н. Громыко

Трансцендирование как базисная антропологическая конструкция
в работе Фихте "О назначении ученого" 1811 года

Der Abend wechselt langsam die Gewaender,
die ihm ein Rand von alten Baeumen haelt;
du schaust: und von dir scheiden sich zwei Laender,
ein himmelfahrendes und eins, das faellt...
und lassen dir (unsaeglich zu entwirrn)
dein Leben bang und riesenhaft und reifend,
so dass es, bald begrenzt und bald begreifend,
abwechselnd Stein in dir wird und Gestirn.

R.M.Rilke "Abend"    


Каким образом человек, осуществляя разные духовные акты, не разрывает себя на много разных, обособленных друг от друга жизней, но обнаруживает в них единую логику? Что позволяет надеяться ему на то, что его жизнь - не чересполосица, но в ней представлена непрерывность собственной жизненной программы и целенаправленность, осмысленность собственного жизненного пути?

1. На мой взгляд, этот вопрос не только на логическом, но и на антропологическом уровне волновал Фихте, когда он творил разные варианты системы наукоучения, начиная всякий раз как бы заново свой путь. Система наукоучения - это единая система или это много разных систем? Ответ на этот вопрос (как уже показали многие известные исследователи Фихте) может быть получен лишь в том случае, если осуществляется выход к некому единому сверхоснованию, позволяющему обосновать в себе и развернуть из себя логически все предшествующие построения. Это я и называю трансцендированием.

Однако трансцендирование может быть описано не только как логико-мыслительный, но и как антропологический процесс. Нерасшифровываемость до конца субъекта для самого себя, необходимость выращивания человеком своего собственного единства в течение всей его жизненной трассы оправдывает то, что может быть задан антропологический поворот данной темы - темы трансцендирования. Тогда поиск единого основания системы предстает как поиск единого основания всей жизнепрактики человека. Именно такой поворот тема трансцендирования получает в работе "О назначении ученого" 1811 года.

2. Вариант "О назначении ученого" 1811 года очень сильно отличается от варианта того же произведения 1794 года (вариант 1806 года я сознательно выпускаю из поля своего рассмотрения, чтобы острее был виден контраст). Точнее будет сказать, это два совершенно разных произведения. Общее разве только в названии и в том, что оба они состоят из пяти лекций.

В варианте 1794 года никакой речи о трансцендировании не могло идти, т.к. для этого должны были произойти кардинальные перемены в фихтевском понимании природы самого знания и, соответственно, всей системы наукоучения. А именно: должно было возникнуть понимание того, что знание является абсолютной сверхчувственной реальностью, является образом Бога и в различных своих формах являет его невидимую сущность.

В варианте 1794 года речь идет лишь о различных типах сдвижки границы, т.е. об актах трансценденции, но не о трансцендировании. В первой части доклада я покажу, что оба текста, с точки зрения того, как в них представлена конструкция трансценденции как конструкция сдвижки границы, являются совершенно разными. Во второй части доклада я постараюсь показать, что несмотря на это, оба данных произведения представляют собой единую конструкцию, и выполнены в единой логике. Более того, увидеть эту единую логику собственно и позволяет тема трансцендирования.

3. Для понимания того, насколько первый вариант отличается от второго варианта и насколько сильная эволюция произошла с Фихте к 1811 году, я проведу краткое сопоставление названий глав и того, что в них излагается.

О назначении ученого 1794 г.

О назначении ученого 1811 г.

Лекция 1
"О назначении человека в себе":
Назначение человека - "усовершенствование себя до бесконечности"
"Nennt man nun jene voellige Uebereinstimmung mit sich selbst Vollkommenheit, in der hoechsten Beduetung des Worts, wie man sie allerdings nennen kann: so ist Vollkommeenheit das hoechste unerreichbare Ziel des Menschen; Vervollkommnung ist unendlich aber ist siene Bestimmung" (1,3; s. 32).

Лекция 1
Самое главное назначение ученого - уметь созерцать сверхчувственное в чувственном; уметь видеть бесконечное и вечное в конечных формах знания.
"Der Gelehrte muss nicht bloss das gegebne Seyn in sich wiederholen, sondern er muss Gesichte sehen aus dem uebersinnlichen Seyn" (II, 12; s. 316).
Целью ученого является не просто знание (s.312), представленное в разных чувственных формах, но ein reines und sich selbst gestaltendes, "durch sich selbst bestimmte a priorische Wissen", welches ist "das Bild des innerlichen Seyns und Wesens der Gottheit" (II, 12; s. 316). "Dieses reine, durch sich selbst bestimmte a priorische Wissen ist auch das einige wahre Wissen (...)" (II, 12; s. 317). "Zu diesem selbststaendigen Wissen nun muss der Gelehrte durch die Belehrnung hindurch sich erhoben haben, wenn sein Wissen, und sein an das Wissen gesetzte Leben irgend einen Werth haben soll" (II, 12; s. 320). Dieses Wissen, welches "das Erscheinen Gottes", "ein unendliches Bilden" Gottes (II, 12; s. 318) ist, "dieses Wissen allein hat Werth, und der Gelehrte hat Werth, allein, inwiefern er zu diesem Wissen sich erhebt" (II, 12; s. 320).

Лекция 2
"О назначении человека в обществе"
Находясь в обществе, человек участвует во "взаимном давании и получании" (знаний). Общество позволяет осуществлять "взаимодействие по понятиям" ("Wechselwirkung nach Begriffen" (1,3; s. 37)).
"Der Trieb geht auf Wechselwirkung, gegenseitige Einwirkung, >gegenseitige Leiden und Thun..." (1,3; s. 39).

Лекция 2
Сверхчувственное созерцается по-разному ученым и религиозным деятелем. Профет и ученый осуществляют "прорыв" к сверхчувственному по-разному и с разными целями. Соответственно, они оказывают разное воздействие на свой народ.
Отдельный ученый является частью сообщества (сословия) ученых, которое культивирует у него видение сверхчувственного в чувственном.
"Keinesweges der Einzelne, sondern nur eine eng verbundene und in einander gewachsene GelehrtenGemeine macht den Vereinigungspunkt aus zwischen der uebersinnlichen Welt, und der sinnlichen. Der Einzelne in seiner Absonderung vermag nichts, und ist nichts. (...) ", seine Kraft und sein eigenthuemliches Wesen verfloessend durch das Ganze, er selbst wiederum sich fortbildend nach dem Ganzen, allein also ist etwas: und die Wuerde und das Verdienst des Einzelnen beruht bloss darauf, dass er die gerade ihm angewiesene Stelle wuerdig behaupte" (II, 12; s. 335) - так заканчивается вторая лекция.

Лекция 3
"О различии сословий в обществе"
Возможен выбор сословия, каждое из которых имеет свою цель в обществе; возможен сознательный выбор сословия ученых. Благодаря выбору сословия и жизни в сословии каждый может восполнить в себе то, что не удалось ему вырастить в себе на основе собственных природных задатков.
"Sie (die Vernunft) wird sorgen, dass jades Individuum mittelbar aus den Haenden der Gesellschaft die ganze vollstaendige Bildung erhalte, die es unmittelbar der Natur nicht abgewinnen konnte" (1,3; s. 45).
Выбирая сословие, каждый член общества получает возможность "die weitere Ausbildung eines bestimmten Talents gewaehlt, um der Gesellschaft das jenige, was sie fuer uns gethan hat, wiedergeben zu koennen..." (1,3; 48-49).

Лекция 3
Возможны два типа такой общности ученых. Та общность, в которой культивируется сама деятельность, нацеленная на поиск сверхчувственного. И та общность, где культивируется реализация сверхчувственной установки в чувственном мире (это - позиция государственного управления (Staatsverwaltung) в высшем смысле im hoeheren Sinne) (II, 12; s. 336, 337). Первая позиция не менее значима, чем вторая. "Die Steigerung der allgemeinen Einsicht ist das Werk des Lehrers, und die durch ihn hervorgebrachte wird Quelle werden neuer Einsicht" (II, 12; s. 338). Понимание (Einsicht) отдельных ученых может и должна быть превращено "in die allgemeine klare Einsicht der Menschen" durch die gelehrte Bildung. Das Wesen dieser Bildung ist "das innere Auge fuer den Anblick der uebersinnlichen Welt entwikeln" (II, 12; s. 343).

Лекция 4
"О назначении ученого"
Der Gelehrte ist "seiner Bestimmung nach Lehrer des Menschengeschlechtes" (1,3; s. 56), нравственно лучший человек своего века, совершенствующий других. Цель его - нравственное облагораживание людей "und hieraus ergiebt sich denn die wahre Bestimmung des Gelehrtenstandes: es ist die oberste Aufsicht ueber den wirklichen Fortgang des Menschengeschlechts im allgemeinn, und die stete Befoerderung dieses Fortgangs" ( 1,3; s. 54).

Лекция 4: В сообществе ученых можно выделить два класса ученых - тех, которые являются художниками, и тех, которые являются (die Ausuebende) работающими, служащими. Вторые являются инструментами первых, т.к. только первые могут видеть сверхчувственные принципы. Ученый, который ориентирован на видение сверхчувственного, подобен музыканту, который видит форму. Ученый, который является работником, подобен музыканту, у которого просто хорошо развиты пальцы. Ученый-художник и музыкант - оба трансцендируют к Абсолюту, каждый по-своему.

Лекция 5
"Исследование утверждения Руссо о влиянии искусства и наук на счастье человечества":
Руссо считал, что человечеству надо вернуться к его естественному состоянию (Naturzustand). На самом деле цель человечества - в его нравственном самосовершенствовании. "Действовать! Действовать! - вот для чего мы существуем" (с. 64)
"Handeln! Handeln! Das ist es, wozu wir da sind" (1,3; s. 67).

Лекция 5
В университетах, где готовят ученых, должны воспитывать прежде всего духовное, сверхчувственное видение принципов, стоящих за отдельными предметами; умение выходить за пределы чувственного мира. Но попадая в университет, студент может не научиться этому, т.к. он может попасть в псевдообщность ученых - в сообщество буршей. Станет человек ученым или нет в результате учебы в университете, зависит от его собственного самоопределения. Поэтому у студентов необходимо воспитывать способность самоопределения.


4. Таким образо, мы видим две совершенно разные логики рассмотрения того, что есть назначение ученого.

Совершенствование себя и рода человеческого - первая логика. Выход к Абсолюту через снятие всех форм чувственного знания - вторая логика.

Разность данных логик определяется, как хорошо всем известно, кардинальными изменениями в самой системе наукоучения. Если для раннего Фихте запределивающей конструкцией оказывается "Яйность", то для позднего Фихте - Абсолют, и "Я" оказывается выводимо из структуры Абсолюта. На материале текстов "Назначение ученого" это кардинальное изменение видно, как на ладони. Оба этих текста, будучи взяты в их единстве, представляют собой как бы единую модель, на которой можно увидеть тенденцию изменения всей системы наукоучения Фихте.

5.Увидеть же то, что оба этих произведения представляют собой на самом деле единую конструкцию, позволяет обращение к теме трансценденции и трансцендирования. Трансценденция, которую мы имеем в виду здесь, означает совсем не то же самое, что стоит за этим термином в системе Канта. Трансценденция - это духовный акт, который обеспечивает смещение границы и тем самым развитие определенной уже устоявшейся формы - будь то форма предметного знания, форма сознания или форма антропологического устройства человека. Феномен трансценденции представлен в обоих текстах, но - по-разному.

В случае первого варианта работы "О назначении ученого" 1794 года представлены четыре акта трансценденции:

  • выход за рамки собственного индивидуального сознания, когда возникает чистая "Яйность". "Das empirische Ich soll so gestimmt sein, wie es ewig gestimmt seyn koennte. (...) Die letzte Bestimmung aller endlichen vernuenftigen Wesen ist demnach absolute Einigkeit, stete Identitaet, voellige Uebereinstimmung mit sich selbst. Diese absolute Identitaet ist die Form des reinen Ich und die einzige wahre Form desselben. (...)" (1,3; s. 30).
  • выход за рамки собственного сознания при взаимодействии с другим "Я"; изменение представления о самом себе благодаря взаимодействию с другим человеком. "Selten ist Jemand so vollkommen, dass er nicht fast durch jeden anderen wenigstens von irgend einer, vielleicht unwichtig scheinenden, oder uebersehenen Seite sollte ausgebildet warden koennen" (1,3; s. 41).
  • выход за границы собственного сознания при занятии и последовательной реализации сословной позиции. "Sie (die Vernunft) wird sorgen, dass jades Individuum >mittelbar aus den Haenden derGesellschaft die ganze vollstaendige Bildung erhalte, die es un mittelbar der Natur nicht abgewinnen konnte." (1,3; s. 45).
  • и, наконец, выход за границы собственной сословной позиции при взаимодействии с другими сословиями, когда возникает осознание позиции ученого как "учителя рода человеческого" (als "Lehrer des Menschengeschlechtes"). "Der Gelehrte ist ganz vorzueglich fuer die Gesellschaft bestimmt: er ist, insofern er Gelehrter ist, mehr als irgend ein Stand, ganz eigentlich nur durch die Gesellschaft und fuer die Gesellschaft da (...)"(1,3; s. 55). "Er soll ueber Fortschritte der uebrigen Staende wachen, sie beefoerdern; und er selbst wollte nicht fortschreiten? Von seinem Fortschritte haengen die Fortschritte in allen uebrigen Faechern der menschlichen Bildung ab..."(1,3; s. 55).

В каждом из указанных случаев акт трансценденции есть акт смещения, акт сдвижки границы. Соответственно, в каждом из этих случаев достигаются свои результаты. В первом и втором случаях осуществляет развитие и продвижение себя, а в третьем и четвертом случаях - не только себя, но и того сообщества, в котором ученый находится.

При обращении ко второму варианту работы "О назначении ученого" 1811 года мы также имеем дело с конструкцией трансценденции, которая, однако, существенно изменена. Если в раннем варианте "Назначения..." мы видим несколько рядоположенных актов трансценденции, то в позднем варианте все эти акты оказываются вписаны в единый процесс, который обнаруживает основания возможности всякого акта трансценденции вообще. Этот процесс мы хотели бы назвать трансцендированием.

Трансцендирование - это выделение в актах трансценденции их глубинных принципов, это выделение тех оснований и условий, при которых акт трансценденции оказывается возможен. Это - осознание и выделение в рефлексии принципа трансцендирующего, смещающего границу, действия, который на самом деле может быть осознан и выделен лишь после длительного опыта проживания и совершения разных актов трансценденции, в результате которых с человеком происходит эволюция.

В "Назначении..."-2 трансценденция полагается как совершенно особый предмет, по отношению к которому ученым может быть выстроено рефлексивное знание. Прожитые и осуществленные человеком (ученым) акты трансценденции есть такой же чувственно ощущаемый материал, такая же конечная форма знания, как и остальные знаниевые формы, которые в наукоучении делаются предметом специального рефлексивного анализа. С тем чтобы найти принцип осуществления самих этих актов, необходимо выйти за границы данной формы. Запределивающим основанием такого выхода является Абсолют. Эволюционно конструируемый принцип собственного жизнестроительства должен и может быть соотнесен только с ним - с этим совершенно открытым универсумом идей и принципов.

Итак, трансцендирование - это акт, позволяющий выйти за границы самих актов трансценденции в результате какого-то, достаточно долгого, эволюционного процесса. Без проживания такого процесса трансцендирование, в отличие от других актов трансценденции, оказывается невозможно. Поэтому трансцендирование - это обязательно акт трансценденции, акт смещения границы, но в то же время это не просто акт, но акт-процесс, позволяющий обнаружить принцип осуществления всех совершенных ранее актов трансценденции в результате процесса их проживания и через отнесение к этому процессу. Выделяемый в процессе трансцендирования принцип является родовым основанием всех проделанных актов трансценденции, т.к. именно он определяет возможность осуществления не одного, но каждого из них, а потому определяет структуру всей жизненной трассы. Когда происходит трансцендирование, человеку открывается самое глубинное основание его жизнедеятельностных самоопределений, лежащее в основе всех других оснований. И только когда это происходит, только тогда выстраивается единый жизненный путь, имеющий единую телеологию.

Т.о. в "Назначении"-2, как и во всех вариантах наукоучения позднего периода, описывается выход за границу всякого чувственного и предметизованного знания вообще - к Абсолюту. Значимость же конкретно этой работы, ее своеобычность по отношению ко всему корпусу текстов позднего наукоучения, состоит в том, что этот выход описывается не из эпистемологического и не из логического, а из антропологического фокуса, поскольку материалом осмысления становится духовно-душевная организация ученого. Рефлексивно осмысляемые в данной работе, уже осуществленные ученым акты трансценденции представляют собой не мыслительную технику, но способ переустройства всего плана своей мысле- и жизнедеятельности. Эти способы самопереустройства, самопреобразрования являются самым глубинным внутренним знанием ученого - про источники и механизмы его творчества, про условия стяжания прозрений, коренящиеся в особенностях духовно-душевного строя ученого. Соответственно, мы имеем дело здесь с антропологическим знанием.

Задача ученого состоит в том, чтобы "выткать из самого себя икону", найти свою связь с Абсолютом, "прорыть" свой канал к Абсолюту, который позволяет переоформить любую предметную конструкцию. Ученый - это секуляризированный канал связи с Божественной энергией, возникающий через работу с эпистемической формой. В этом поиске своего пути к Абсолюту, или, выражаясь другими словами, в этом проращивании своего принципа трансцендирования, ученый оказывается подобен пророкам, которым их канал связи с Абсолютом был дан. Ученый может обладать тем же даром и той же Благодатью, которыми обладали еще на этапе Ветхого Завета пророки. Данное сопоставление ученого с профетом Фихте проводит во второй лекции, осуществляя тем самым социологическое и историческое обоснование собственной конструкции трансцендирования, выложенной им в первой лекции.

В отличие от профета ученый обладает не только даром видения сверхчувственного, но и способностью научно, посредством знания, обосновать его, переорганизовывать в соответствии с этим видением чувственный мир, передать его другим и тем самым развить других людей до понимания сверхчувственного.

"Dieser (Gelehrter) soll nicht, wie jener (Prophet), die Welt lassen, wie sie ist, und sie tragen um Gottes willen, sondern er soll sie anders machen, um Gottes Willen, und soll sie bilden nach Gottes Bilde. (...) Auch fuer ihn giebt es - nicht Eine kuenftige Welt, sondern eine unendliche Reihe kuenftiger Welten ueber Welten" (II, 12; s/ 326).

Ученый - это тот, кто может определить направление трансцендирования для всей нации и обосновать такое направление; это - тот, кто может отрефлектировать и выделить предшествующие акты трансценденции, осуществленные нацией, и тот, кто может выделить за ними логику единого пути. В силу этого видение ученого становится ясным всем. Seine Einsicht "wendet sich an die allgemeine klare Einsicht" (II, 12; s. 335). В лице ученого (или сообщества ученых) каждая нация (и прежде всего - немецкая нация) может и должна "прорыть" для себя ход к миру абсолютных идей, и потому должна осуществлять процесс трансцендирования. Благодаря этому нация может строить свой путь более осмысленно, избегая войн и прочих трагедий, а ее представители могут делать меньше ошибок.

"Jetzt denken die Menschen zuvor, ehe sie handeln, und ueberlegen, und waehlen, und wollen, und durch dieses alles wird ihr Handeln geleitet. Wer das letzte auf irgend ein Ziel richten will, hat vor allem das erstere auf dieses Ziel zu richten; sodann erfolgt das beabsichtigte leicht, und wie von selbst. Und so ist von nun an die erste Aufgabe die, die WeltAnschauung eines jeden nach der uebersinnlichen Ordnung der Dinge zu bilden, und diese zuerst einzufuehren in sein Auge, von welchem aus sie leicht sich auch seiner Hand bemaechtigen wird" (II,12; s. 335).

И именно в такие эпохи, когда испаряется природная тяга к действию и возникает запрос на подлинное знание о пути нации, и возникает настоящий ученый.

"...Nur in demjenigen Zeitalter, in welchem die Begeisterung, als seine zum Handeln treibende Naturkraft verschwunden ist, und lediglich die klare Einsicht herrscht, tritt der Gelehrte an die Spitze der Fortschoepfung der Welt" (II, 12; s. 334)

Такое же по типу социокультурное обоснование выстраивается в четвертой лекции, где Фихте сопоставляет тип трансцендирования ученого и тип трансцендирования художника.

Kuenstler ist "unmittelbares Werkzeug des uebersinnlichen Weltgesetzes" (II,12; s. 346). "... so jemand in der Musik es zur Meisterschaft bringen will, so bedarf er dazu allererst der inner Erregbarkeit durch die Form des uebersinnlichen, wodurch seine Kunst erst zur Kunst wird. (...)" (II, 12; s. 349).

Настоящий ученый, являющийся инструментом в собственных, а не в чужих руках, в своей способности осуществлять акты трансценденции подобен музыканту, способному видеть чистую сверхчувственную форму. Но настоящих ученых, как и настоящих музыкантов очень мало, т.к. лишь очень немногие могут выходить к созерцанию сверхчувственных принципов как глубинных оснований собственного творчества, т.е. лишь очень немногие обладают даром трансцендирования . Именно этим объясняется то, что такие люди редки.

"In der Geisterwelt ist … jedwedes um so edler, je seltner es ist; und um so unendler, in je groesserer Menge es vorhanden ist. Es lassen einzelne Menschen in der Weltgeschichte sich nennen, die den Werth von Millionen anderer ueberwiegen. In aesserst wenigen spricht die Gottheit sich unmittelbar aus; diese sind es, in welchen und um welcher willen die Welt eigentlih da ist. Die Mnge ist dazu da, um diesen zum Werkzeuge zu dienen. (...)"(II, 12; s. 349).

В третьей лекции фихтевская конструкция трансцендирования получает свое дальнейшее развитие через обращение к старой теме о назначении сословия ученых, активно продумывавшейся Фихте еще в ранний период его творчества. Эта тема находит здесь свое существенное развитие. Ученый, "прорыв" свою связь с Абсолютом, не должен забывать, что он существует в сообществе с другими учеными. Конечно, ученый может один выстраивать свою связь с Абсолютом, но это практически не реализуемо или очень трудно реализуемо. Задача сословия ученых состоит в том, чтобы поддерживать каждого отдельного ученого в его устремленности к выстраиванию идеального сверхчувственного понимания всего, что происходит в мире: того, что происходит с его нацией, с его родом; того, что происходит с корпусом всего научного знания; того, что происходит с самим ученым. Ученые должны культивировать стремление к трансцендированию в своем сообществе. Именно это стремление оно должно передавать студентам университета, желающим ступить на путь ученого, и именно эту способность ученые должны воспитывать у студентов. Ведь все человечество в целом движется к тому, чтобы уметь распознавать сверхчувственный мир в чувственном (II, 12; s. 351), а ученый именно в этом плане может стать "учителем рода человеческого".

"Das Wesen dieser gelehrte Bildung ist "das innere Auge fuer den Anblick der uebersinnlichen Welt entwickeln" (II, 12; s. 343).

Последняя пятая лекция служит развернутым доказательством того положения, что в Университете студент главным образом должен развивать у себя духовное видение и должен осознанно самоопределиться по отношению к этой задаче, если он действительно хочет стать ученым.

6. Итак, преемственность между первым и вторым вариантом произведения "О назначении ученого" очевидна: в "Назначении"-2 Фихте приходит к такой конструкции, которая не только не отрицает первый вариант "Назначения", но целиком и полностью вбирает предшествующее построение в себя. Можно сказать, что в "Назначении"-2 Фихте отрефлектировал свой путь как путь ученого с точки зрения прожитого им принципа самопреобразования. Этот принцип Фихте выделил, выходя в отношение к Абсолюту идей и других идеальных принципов - принципов построения жизненных программ, осуществленных другими учеными, художниками, профетами.

Мы подчеркиваем, что этот принцип был выделен Фихте не просто в результате рефлексии, но и в результате прожитой им собственной эволюции. Фихте тем самым помогает избежать того соблазна (в котором его многие упрекали), что рефлексия может осуществляться в пустоте и бесконечности. На самом деле этот тип напряжений и постоянной эксплуатации себя непродуктивен, если в работе ученого не заложено совсем другое основание, а именно - отнесение к собственному прожитому фрагменту пути.

7. В работе "О назначении ученого" 1811 года, в силу построения в ней новой антропологической конструкции, снимающей в себе предшествующие поисковые ходы, совершенно новые очертания приобретают некоторые философские темы и проблемы, прорабатывавшиеся Фихте практически на разных этапах его творческого пути, а именно:

  • знаменитый фихтевский метод ракоходного движения к основаниям;
  • проблема отношения единого и многого;
  • проблема отношения субъективного и объективного;
  • принцип открытости системы.

Остановлюсь чуть более конкретно на каждом из выделенных моментов.

  • Метод ракоходного движения к основаниям

Мы видим, что выделение основания, лежащего в основе разных прожитых актов трансценденции, осуществляется вроде бы как движение вперед, к новому знанию, которого еще нет. Но на самом деле происходит движение назад, к более глубоким основаниям прожитого опыта, обуславливающим то, что такое трансцендирующее движение, за пределы той или другой формы, вообще оказывается возможно. Данный принцип выступает здесь не просто как логико-методологический принцип, организующий мышление ученого, но как антропологический принцип, определяющий особенности его жизни. Принцип ракоходного движения к основаниям как жизнепрактический принцип, определяющий метод жизни, состоит в том, что на определенном, достаточно зрелом, этапе жизненного пути удается выделить конструкцию, которая заложена в каждый из актов самопреобразования, но который рефлексивно-мыслительно, без проживания эволюции данных актов, выделить невозможно.

  • Проблема отношения единого и многого

в данной работе опять же получает новое звучание благодаря проекции ее на антропологический материал и связи ее с темой непрерывности жизненного пути. Старая платоновская идея отношения единого и многого таким образом здесь оказывается представлена как проблема разумного выстраивания жизнепрактики человека. По Фихте, сама интенция к обнаружению единства, единой линии в жизни предполагает то, что уже был осуществлен не один, а много актов трансценденции. Как уже не раз говорилось выше, загадка для Фихте заключалась именно в этом: каким образом человек, осуществляя разные жизненные акты, не разрывает себя на множество отдельных, изолированных, особых кусков жизни, а на самом деле движется к основанию и выделению некого единого сверхпринципа, на котором и строится непрерывность его жизненной программы. Однако выращивание единства предполагает то, что проделан определенный достаточно длительный путь, в течение которого было осуществлено много разных проб.

Интересен в данном случае метод обнаружения единства. Он, как мы уже указывали выше в связи с описанием метода ракоходного движения к основаниям, здесь не является чисто мыслительным. Применительно к жизнепрактике единство, целостность можно прожить, но так и не отрефлектировать. Так происходит, кстати, с многими людьми. Ученый же способен и проживать, и рефлектировать. Но и ученый может отрефлектировать искомое единство лишь в том случае, если ему удалось проделать и прожить саму множественность актов трансценденции.

  • Проблема отношения субъективного и объективного

Конструкция трансцендирования, как оно излагается в позднем варианте "Назначения…", позволяет иначе обсудить и эту проблему. Если я через выход в мир идей сдвигаю и трансформирую любую знаниевую конструкцию, реализованную на любом чувственно-предметном материале, включая материал антропологии, то сам этот акт не может быть актом исключительно субъективным либо исключительно объективным, потому что он лежит уже за границами данных различений. Сообщество ученых помогает мне совершить акт трансценденции, поддерживая мою устремленность к поиску абсолютного знания. Но если даже я один прорываюсь и делаю открытие, то сам этот сдвиг я все равно стараюсь предъявить сообществу ученых пост фактум, и тогда он становится интерсубъективным знанием.

Сравнивая свои акты трансценденции с актами творчества, совершенными другими людьми, обнаруживая свой принцип связи с Абсолютом, который является вневременным, вечным, ученый на определенном этапе своего жизненного пути приходит к тому, что его "Я" исчезает, и тогда сквозь него начинает рефлектировать само Абсолютное знание.

  • Принцип открытости системы наукоучения

По Фихте, принцип трансцендирования, выращиваемый ученым в течение всей его жизни, хотя и носит абсолютный, вневременный характер, не должен превращаться в норму для других. Абсолют представляет собой бесконечность таких принципов жизнестроительства, и потому открыт для новых нетленных построений в вечности, и в этом плане поиск открыт для всех.

В отличие от Фихте, Гегель превратил идею Абсолюта в нормативное понятие, и тем самым закрыл возможность поиска. Для него история закончилась потому, что, приняв ряд антропологических программ, прожитых другими, он им придал абсолютную (образовательно-онтологическую) норму, логизировав эти программы. С этой точки зрения, он не принял то, к чему взывал Фихте: каждый человек, если он того захочет, может дорастить себя до Абсолюта, найдя свой собственный, уникальный путь движения в мир вечных принципов и идей. Но никакой гарантии, что это получится, нет, поскольку нет никаких гарантий, что удастся выстроить единое основание трансцендирования. Ведь именно это и обеспечивает то, что действительность Абсолюта становится для ученого его собственной реальностью, а жизненный путь превращается в единую духовную трассу.


Этот доклад - плод коллективных обсуждений сообщества ученых-методологов, работающих в Московской методологической корпорации под руководством моего брата, профессора психологии Ю.В.Громыко. Таково осмысление нашего собственного становления и особенностей нашего собственного пути как ученых через отнесение к работам Фихте.




опубликовано 12.01.2004


Отзывы и мнения о прочитанном можно оставить в Гостевой книге.


Трансцендирование
Варварство
Удвоение...
Агония террора
Карнавал
Другой мир
Спецоперация
Анахронизмы
Архив 2000-2003

E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх    

  www.circle.ru