Философия / Методология в России


   

   
   Философия / Методология в России


   

   

    PERSONALIA

   Философия / Методология в России


   

   
  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

Участники Методологического Движения
Смирнов Сергей Алевтинович
С.А.Смирнов

Философ, методолог, проектный аналитик, антрополог, менеджер, тренер, педагог
кандидат философских наук,
доцент Новосибирской Государственной Академии экономики и управления,
директор некоммерческого партнерства "Высшая школа управления".

E-mail: smir@online.nsk.su

Summa  

Анисимов О.С.
Богин Г.И.
Буряк А.П.
Генисаретский О.И.
Зинченко А.П.
Левинтов А.Е.
Меерович М.Г.
Никитин В.А.
Проскурнин В.А.
Рац М.В.
Реут Д.В.
Розин В.М.
Сазонов Б.В.
Смирнов С.А.
Тюков А.А.

Родился в 1955 г. Живет в Новосибирском Академгородке.

В 1979 г. окончил исторический факультет НГПУ, в 1987 -аспирантуру НГУ, в 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию.

С методологией познакомился в 1985 году. Участвовал в качестве методолога и менеджера в ряде проектов и мероприятий философско-методологической и проектной направленности. Провел две Сибирские философские школы. Соруководитель совместного российско-голландского проекта "Инновационные методы управления развитием города".

Автор более 80 работ по современным проблемам философии и методологии образования, философской и педагогической антропологии.

Подробнее о мероприятиях и публикациях (doc)....


Избранные тексты

Бытие в свободе, или проблема культурной идентичности в ситуации онтологического перехода (doc)

Чтобы понять онтологическую ситуацию человека, необходимо снова вернуться к мысли о свободе, об онтологических корнях свободы. В ситуации онтологического сдвига или перехода наиболее остро вновь встает проблема свободы, которая в сущности означает максимальную возможность быть собой, то есть самому искать собственную культурную идентичность, то есть, собственно, быть.
Когда я свободен? Когда в ситуации принципиальной открытости, «неготовости» мира и самого себя пытаюсь найти себя и этот мир, стать, состояться.


О судьбе антропологии в философии ХХ века (doc)

Если рассматривать историю философии через призму идеи человека, то первая треть XX века ознаменовалась появлением великих проектов, каждый из которых являл собой фактически антропологический проект, проект поиска и становления нового человека и на основе этого - проект строительства новой философии, новой науки и новой социальной практики.
Речь идет о проектах Dasein-анализа М. Хайдеггера, философской антропологии М. Шелера, "вершинной психологии" Л.С. Выготского, философии поступка М.М. Бахтина, аналитической психологии К.Г. Юнга, философии символических форм Э. Кассирера, философии диалога М. Бубера. Можно упомянуть также антроподицею П.А. Флоренского, других философов диалога (О. Розенштока-Хюсси и Э. Эбнера), но уже один этот список говорит о тотальности и глубине поиска.
Все направления гуманитарной мысли и практики в последующее время отталкивались от названных проектов. Чтобы понять существо этой антропологической революции попробуем задать авторам этих проектов кантовский вопрос - что такое человек?


Культурное задание поколению: от поколения философов к философии поколения. (doc)
(Выступление на... )

Где мерка поколения? С-верст-ники какого времени мы? На какую веху какого времени мерить поколение?
В обыденном сознании укоренилось представление о том, что смена поколений выглядит как передача эстафеты, от отцов к детям.
Полагаю, что проблема поколения сложнее и богаче - она выводит нас из плана натурального и паспортного, и узко социального в проблематику культурного задания, которое призвано выполнить то или иное поколение...
Бунтовщики (что Г.П. Щедровицкий и его соратники, что новые левые, что их идеологи из франкфуртской школы, что сам упомянутый Л.С. Выготский и с ним такой же молодой М.М. Бахтин), которым в начале их славных дел всегда было 20-30 с хвостиком, на самом деле бросали не вызов, - они пытались найти свое место, стать самими собой, стать поколением, выполнить то культурное задание, которое было поставлено перед ними самой культурной ситуацией.


На пути к построению педагогической антропологии (по следам Л.С.Выготского) (doc)
(Проект РГНФ № 95-06-17108)

Для меня новый проект культурной антропологии связан с именами Л.С.Выготского и М.М.Бахтина. Я попробую пройтись по следам этих авторов и по этому пути наметить некий проект культурной антропологии. Начну с Л.С.Выготского, который по-своему совершил прецедент задавания предельной рамки человека, осуществил опыт создания новой философии человека.


Антропология города или О судьбах философии урбанизма в России (doc)

Так получилось, что разговоры о том, что есть город в России велись и ведутся специалистами по урбанистике, которые являются носителями западных культурных образцов и представлений о том, что такое город по понятию. Они вынуждены признавать, что, поскольку в России большие пространства, протяженные коммуникации, весьма тонок слой городской интеллигенции (опять же западной!), то условий для развития города в России никогда не было. Если сказать резче, то города в России не было и нет...
Город есть онтологическая идея собирания человека в единое целое, идея организации пространства обитания, включая как собственную человеческую телесность, так и собственно внешние по отношению к индивиду формы телесности - формы среды (жилье, дороги, коммуникации). ...
Но здесь и кроется главная проблема. В России это пространство собирания организовано как-то по-другому, не по западному образцу...


Следующие три работы являются главами аналитического доклада, который разрабатывался большой группой авторов в 2000-2001 г.г. под эгидой МО РФ на грант Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Руководителем коллектива был Л.Г.Ионин.
Исследование проводилось по всему блоку гуманитарных дисциплин - психологии, педагогике, философии, экономике, истории, культурологии, праву и др. предметам.
Первая редакция аналитического доклада была издана в издательстве "Логос" в 2001 г. под названием "Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: проблемы и перспективы". Вторая редакция доклада готовится к печати в 2003 г.


Содержательные (парадигмальные) аспекты высшего социально-гуманитарного образования. (doc)

Базовой функцией высшего образования является осуществление посреднической функции - практики обеспечения связи между "архивом" культуры, в котором положены выработанные культурные нормы и образцы, и новыми поколениями, призванными получать образование через присвоение ими этих культурных норм и образцов.
Посредничество осуществляется с помощью групп профессионалов, которые являются носителями этих культурных норм, носителями образцов мышления и деятельности. Сами по себе культурные образцы не могут быть переданы напрямую новым поколениям. Эту демонстрацию и трансляцию образцов осуществляют профессионалы, формирующие мышление в разных образовательных моделях передачи культурных образцов.


Практикуемые модели социально-гуманитарного образования (doc)

Мы можем выделять в современной практике СГО разные модели обучения, отличающиеся друг от друга прежде всего разным типом взаимодействия между преподавателями и студентами, разными способами мышления и деятельности, что обусловливает и разные места и функции студента и преподавателя в самих моделях...


Психологическое образование (doc)

Проблема стандартов относится к одному из самых слабых и спорных мест в практике образования.
Либо стандарты являются перечнем утвержденных МО РФ ЗУНов и деклараций о развитии, о самоопределении и самоорганизации с набором предметов, тем, с объемами часов, и за всем этим стоят интересы разных групп и группировок преподавателей, ректоров, вузов. Все эти группы борются за то, чтобы в общем объеме часов их направление получило бы побольше.
Либо стандарты - это те культурные образцы, которые выращиваются и откладываются в архиве культуры, и освоение которых требуется от новых поколений, что, собственно, и есть образование.
Вторая схема никогда не будет работать, если будет доминировать модель конвейера...


См. также на нашем сайте

Новая антропология: проблема человека в современных философских исследованиях
(Аналитический обзор: проект РФФИ N 02-06-07004, 2002 г.)

Проанализированы основные направления мировой и российской философии и в целом гуманитарной мысли, посвященные проблеме человека - прежде всего работы, изданные в 1980-90 гг. Дается принципиальный срез с культурной ситуации: как видят ее современные исследователи на фоне происходящего цивилизационного, культурного сдвига, как понимается проблема человека в ситуации после постмодерна. Рассмотрены ключевые, форвардные концепции человека, работающие на современном философском поле, а также основные направления и тенденции, существующие в предметных или региональных антропологиях (именно оформление региональных антропологий является одним из главных признаков современной мировой антропологии).

Часть первая (zip)
Часть вторая (zip)
Часть третья (zip)
Литература (zip)



E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх    

  www.circle.ru