Философия / Методология в России


   

   
   Философия / Методология в России


   

   

    PERSONALIA

   Философия / Методология в России


   

   
  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

Участники Методологического Движения
Раппапорт Александр Гербертович
 А.Г.Раппапорт


Доктор искусствоведения,
кандидат архитектуры,
член Союза Архитекторов,
член Ассоциации искусствоведов,
член Международного Конгресса архитектурных критиков

E-mail: papardes@mail.ru

Summa  

Анисимов О.С.
Богин Г.И.
Буряк А.П.
Генисаретский О.И.
Зинченко А.П.
Левинтов А.Е.
Меерович М.Г.
Никитин В.А.
Проскурнин В.А.
Раппапорт А.Г.
Рац М.В.
Реут Д.В.
Розин В.М.
Сазонов Б.В.
Смирнов С.А.
Тюков А.А.

Родился 23 октября 1941 в Вологде.

Из интервью с А.Г.Раппапортом:

"В 1965 году я закончил архитектурный факультет ЛИСИ, но начал заниматься градостроительством, потому что мне казалось тогда, что архитектура отдельного здания не может родиться без учета всего города. Так что у меня уже в сфере моей профессии созрел интерес к каким-то методологическим обобщениям. Мне в руки попали материалы методологического семинара по проектированию и дизайну в Институте Технической эстетики, куда в 1965 г. перешел работать ГП. Это был текст Генисаретского о проектном мышлении. Доклад произвел на меня столь сильное впечатление, что при первой возможности я отправился в командировку в Москву, чтобы попасть на семинар. Я тщательно готовился в Ленинграде, читал много из того, что было опубликовано ГП и, как мне казалось, быстро продвигался и вникал в суть щедровизма....

После зачисления в Институт теории истории архитектуры, я регулярно общался с ГП, приезжая в Москву по делам аспирантуры, и посещал все доступные мне заседания кружка. В 1969 году я переехал в Москву, где и остался на 22 года. Первые пять лет были годами непрерывной работы и учебы в кружке. С самого начала моего переезда в Москву ГП предложил мне работать в тандеме с Борисом Сазоновым, который был моим наставником в методологии и с которым мы вместе вели семинар по проблемам методологии архитектурно-градостроительного проектирования. Мы делали этот немыслимый труд, ибо свято верили, что каждое слово имеет непреходящую ценность не только для нас, но и для человечества и таким образом учились ясно излагать суть дискуссии, а заодно учились оценивать осмысленность того, что рождалось в процессе устной полемики.

...Еще до ухода из семинара (в 1977 г.) я уже почти год чувствовал нарастающее раздражение против семинарской работы. Раздражал пафос утопического планирования. Потом, мне стало казаться, что вектор моих личных способностей лежит не в сфере методологии, а в сфере моей первоначальной профессии - архитектуры. Методологическая интуиция у меня тоже стала созревать, но голос профессии, которая меня звала, звучал сильнее... После того, как я защитил кандидатскую диссертацию по понятию прототипа в теории проектирования, написанную в методологическом ключе, я увлекся феноменологией архитектурного пространства. Вообще же интерес к феноменологии означал сильное изменение вектора моих поисков. В них все явственнее начинала играть доминирующую роль экзистенциальная тема, тема индивидуального переживания архитектуры, а не организационно-методологическая проблематика управления проектной деятельностью.

В начале 1980-х в Москве возникло движение так называемых "бумажных архитекторов", то есть молодых архитекторов, неожиданно для всех снискавших международное признание на так называемых конкурсах проектных идей и концепций, которые устраивались тогда в разных странах. Эти люди, которые были моложе меня лет на десять, предложили мне роль критика и интерпретатора своих проектов и концепций. Я объездил с ними много стран, побывал в Европе и в США, активно общался с западными коллегами, архитекторами, историками и теоретиками архитектуры. Через десять лет, к началу 1990-х, я написал работу "Методологические проблемы исследования архитектурной формы" в книге "Форма в архитектуре".

В 1991 году, когда мне было 49 лет, я решил уйти в какую-то другую жизнь. И десять лет я жил другой жизнью, из которой сейчас понемногу возвращаюсь... Я занимался самой простой, поденной радиожурналистикой и переводческой работой. Я изменил все: место жизни, профессию, режим жизни...

Меня пригласили поработать в Лондон по контракту. Я уезжал на два года, потом продлил контракт еще на два и так дошло до десяти лет. За это время в российской жизни произошли коренные изменения, и я прекрасно понимал, что мне возвращаться было некуда. Архитектурная деятельность начала двигаться в других измерениях..."


Избранные работы

См. также на нашем сайте



E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх    

  www.circle.ru