Философия / Методология в России


   

   
   Философия / Методология в России


   

   

А. Дюрер. Рисунок головы

    КЕНТАВР:
   Философия / Методология в России


   

   
  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

   Философия / Методология в России


   

   
С августа 2004 г. в продаже 34 выпуск альманаха "Кентавр"
МЕТОДОЛОГИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

В.Никитаев

  Философия и власть: Георгий Щедровицкий

(последний проект модерна)

Методологическая работа по сути своей есть аналог оргуправленческой работы. Что это значит? Не только то, что методолог, подобно управленцу, «узурпирует мышление». Оргуправление возможно лишь на основе наличия власти воли, которая сама как таковая конституируется «ортогонально» к власти формы, то есть к власти традиции, к власти вмененных («впитанных с молоком матери») форм поведения, способов интерпретации и т.д. Наука в своей предметной структуре и на тех этапах, когда она функционирует в соответствии с «парадигмой», сама, очевидно, представляет собой своего рода традицию, поддерживаемую «властью формы», а потому методология по отношению к ней может выступать в функции оргуправления — то есть развивать — только в той мере, в какой способна проявить специфическую «власть воли» разума. Что касается социального оргуправления, то «ортогональность» по отношению к нему означает, наоборот, наложение на оргуправленческую «власть воли» соответствующей «власти формы». Достигается это за счет выхода в метарефлексивную — по отношению к рефлексивной оргуправленческой позиции — позицию, создания в ней схемы развития и последующей инвенции этой схемы в оргуправленческую ситуацию.
Характерную для модерна идею (и принцип) развития методология ММК также доводит до предела. Ни Гегель, ни Маркс, ни кто-либо еще не шел дальше задачи осуществления развития, методология же ставит перед собой — и частично даже решает в рамках организационно-деятельностной игры — проблему управления развитием.

В.Королев

  О системах, сравнимых c консультантом по совершенству


Данная статья навеяна рассуждениями В.А.Лефевра, высказанным им еще в 1969 г.
В той статье автор уделял особое внимание позиции исследователя, взявшегося изучать системы, сравнимые с исследователем по совершенству... Попытаемся задаться аналогичным вопросом относительно консультанта, задачей которого является внесение целенаправленных (осознанных) изменений в системы, сравнимые (или даже превосходящие, если так можно выразиться) с консультантом по совершенству.
Каким образом может быть применен предложенный в статье В.Лефевра формальный аппарат для работы консультанта?

ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ С ДАМОЙ

Н.Щукин

  "...Канву ГП выбирал сам..."


Я был психологом, работал в Институте психологии и занимался частной практикой психоанализа. У меня был интерес к становлению и к истории советской психологии и философии. Я ходил и брал интервью – не только у ГП, а и у других психологов, методологов, философов. То, что интервью вылилось в книжку, – это случайность. После третьего курса я начал ходить в кружок ГП. Как хватало времени на все? и на психотехнику, и на психоанализ, и на факультете психологии не было проблем с обучением. Лекции Мамардашвили, кружок ГП... Ощущение, что тогда в сутках было 70 с лишним часов!
С 1972 г. по 1978 г. я регулярно ходил на семинары ГП. Формальным руководителем на факультете психологии у меня был А.А.Пузырей (он-то и «сосватал» меня к ГП), а реальным – Г.П.Щедровицкий. Он предложил мне делать «настоящий» диплом, как говорится – «в стол», и я параллельно делал две дипломные работы...

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

И.Семенов

  Развитие концепции Н.Г.Алексеева на фоне становления рефлексивно-методологического подхода


Один из основателей ММК и близкий соратник Г.П.Щедровицкого Никита Глебович Алексеев (1932 – 2003) стоял у истоков философско-методологической и психолого-педагогической разработки проблематики рефлексии в отечественных социально-гуманитарных науках. На разных этапах своего научного творчества Н. Г. Алексеев предлагал основополагающие идеи, формулировал концептуальные принципы и методические средства, строил организационные проекты внедрения в практику образования и управления различных вариантов рефлексивного подхода. Последний разрабатывался им в рамках философии и методологии, науковедения и социологии, психологии и педагогики, эргономики и менеджмента, образовательного проектирования и социально-политического консультирования.
О рефлексивно-методологическом подходе в отечественной науке можно говорить лишь со второй половины ХХ века – ибо он зародился в ММК. С учетом этого реконструируем развитие рефлексивно-методологической концепции Н. Г. Алексеева, причем в более широком социкультурном контексте – на фоне анализа становления рефлексивного подхода в отечественной науке.

Дм.Реут

  Между 25-ю и 50-ю


18 октября 2003 года исполнилась четверть века с момента основания Олегом Сергеевичем Анисимовым Московского методолого-педагогического кружка. Таким действием была в свое время произведена попытка институционализации педагогической функции внутри хорошо известного читателям ММК (полувековой юбилей которого был приурочен к 75-летию Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2004 года). «Полукруглая» дата отмечалась трехдневным симпозиумом в стенах Московского государственного социального университета...
Сегодня ММПК – лаборатория мыслительной, рефлекивно-мыслительной, игротехнической и управленческо-мыслительной культуры. Можно разделить внутренний и внешний слои программ и проектов. Внутренними проблемами остаются трансляция языка теории деятельности, живых форм и моделей мышления, рефлексии, идеологии и др. Из внешних проблем выделим методологизацию образования...

С.Попов

  «В конце все должно было себя увидеть разом...» (Семинар ноября 1988 г.)


Я расскажу о том направлении, в каком пошел анализ (Байкальской социально-экологической) экспертизы и о тех методологических затруднениях, которые при этом встретились.
С первых Игр было ясно, что в игре происходит слом социальных структур, ориентиров, способов работы. Если вы начинаете работать в содержании, то быстро оказывается, что мыслительная работа в игре по содержанию не имеет немедленных социальных реализаций и вообще интерпретаций.
Кроме профессионального распредмечивания в игре всегда происходит деидеологизация, слом социальных стереотипов, отношений – вплоть до коммунальных.
Игра – асоциальна. Чтобы начать движение по проблеме, надо все социальные препоны убрать – начиная с мундиров, кончая взаимоотношениями. Тогда и начинается чистое размышление.
Если же вы накладываете на игру требование социальной приемлемости – неважно, для кого: для начальников, для партийных – вы игру губите. Работа по содержанию не может быть социально приемлемой – это просто другое пространство.

РЕКОНСТРУКЦИИ

М.Меерович

  Кто не работает, тот не живет.

Жилищная политика как инструмент управления социальными изменениями: опыт России (1917-1941 гг.)

Жилищная политика реализовалась в контексте программ коллективизации и индустриализации – жилище рассматривалось и использовалось властью как средство, обеспечивающее осуществление этих программ. Относительно программы индустриализации жилище использовалось как средство прикрепления населения к месту работы, как средство принуждения и работающих, и нетрудящихся к труду. Относительно программы коллективизации – в качестве своеобразного фильтра для раскресстьяненного населения – старые города выполняли роль «опорных пунктов»: принимали притекающие в город массы такого населения, включали их в трудовые коллективы, опролетаривали и направляли к местам возникновения новых промышленных предприятий и новых «соцгородов». «Соцгорода» аккумулировали «новый пролетариат», здесь он размещался и обеспечивался жилищем, которое являлось важной составляющей «планового государственного распределения», наряду с другими статьями жизненных потребностей: продукты, промтовары, медицинское обслуживание, льготы в системе образования, обеспечение по старости и проч.

А.Левинтов

  Беспроектная трагедия


Нам предлагается нечто новое – трагедия профессии, лишенной проектирования, хотя, казалось бы, именно эта профессия невозможна без проектирования. Речь идет об архитектуре и градостроительстве, точнее, о советской архитектуре и советском градостроительстве. И речь эта, оснащенная и обогащенная множеством ссылок, документов и свидетельских показаний, весьма трагична.
Кропотливая работа М.Г. Мееровича последовательно рассказывает, как, каким образом и какими средствами шло разоружение архитектуры как проектной деятельности, как архитектура превращалась в средство формирования новой, античеловеческой, среды существования человека, как и почему она стала средством формирования человека, – при этом формирования не проектного, а нормативно-административного.

ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ

В.Розин

  Разговор о синергетике и природе современного мышления

Отдел Философии науки и техники ИФ РАН подготовил к печати и выпустил прекрасную книгу «Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания». М.: Прогресс-Традиция, 2004.
Ее авторы, известные российские философы, представили почти весь спектр подходов и тем синергетики, так что в некотором смысле перед нами рефлексивное зеркало этой новой динамично развивающейся дисциплины. Действительно, здесь читатель найдет и основные концептуальные трактовки синергетики, и образцы синергетических исследований, и исследования с оглядкой на синергетический дискурс, и полемику с синергетическим подходом как внешнюю, так и внутреннюю (поэтому вполне можно говорить о синергетическом контрапункте), и Круглый стол «Нелинейный мир постнеклассической науки» самих участников книги.


РЕДАКЦИОННЫЕ КОЛОНКИ

  МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

(В.Розин и В.Марача об интервью Г.Копылова в «Кентавре» № 33)


аметив этого, что «методология в ее нынешнем состоянии утратила всякую не то что революционность, но даже порыв, не только масштабность замысла, но даже какую бы то ни было новизну и значимость», что нас, методологов, давно уже связывает «нечто вроде взаимной непроговариваемой договоренности, типа круговой поруки: по умолчанию считать друг друга методологами honoris causa – то есть “по прошлым заслугам”», что, наконец, «Дух, который живет где хочет, покинул нашу компанию (корпорацию? сообщество?)». (В.Розин)
Предъявленная фиксация ситуации в методологическом движении мне представляется очень точной. Разделяю я и эмоциональный пафос автора, и предложенную им постановку вопроса: «А нужны ли мы нам?». Часто задумываясь об этом сам, хотел бы высказать ряд соображений о том, чего, как мне кажется, «недоговорил» автор (Хотя, возможно, эта недосказанность в ситуационном плане была правильной, так как в противном случае пафос и острота постановки вопроса, несомненно, снизились бы.). – В.Марача

А также:
Мини-рецензии
Новости и анонсы

СЕТЕВОЙ СПУТНИК
Материалы, связанные с Байкальской социально-экологической экспертизой 1988 г. и с мероприятиями С.Попова и П.Щедровицкого 1986-1988 гг.:

А.Афанасьев.

  Процесс. «Комсомольская правда», 27 и 28 ноября 1988 г.


«Поскольку такого суда, как выясняется, еще никогда и нигде на свете не было, то его требовалось просто-напросто выдумать из головы. Распрямившись на сцене во весь свой немаленький рост, Сергей Попов, в данном случае не только методолог, но и председатель суда, объявил заседание открытым...»

V Всесоюзная школа молодых ученых-юристов.

  Методология организации прикладных комплексных исследований и разработок в области права (1987). Стенограммы обсуждений.

«Сфера права была для нас новой. Поэтому первая задача, поставленная перед игрой, состояла в анализе ситуации в сфере права в стране и выделении проблем дальнейшего исследования и разработки в методологическом ключе...
Весь ход игры – поиск проблемных областей, в которых юридической знание не обладает однозначностью, где на поверхность выходят реалии жизни, которые правовое мышление еще должно освоить. И оказалось, что основная проблема – в организации мышления самих юристов...»
(Среди участников и организаторов игры – С.Попов, П.Щедровицкий, С.Мирзоев, А.Матюхин, С.Танцоров, Е.Мизулина, С.Пашин)

Наш телефон:
(095) 330 11 15,
адрес:
117342 Москва
ул.Островитя-
нова 53-27,
e-mail:
kopylovy@mtu-net.ru

E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх