Философия / Методология в России


   

   

К. Малевич. Динамический супрематизм

  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

Вторая Сибирская Философская Школа
Школы бывают разные - философские тоже

Нужна ли философия современной России? И если нужна, то какая? Под таким девизом проходила Вторая Сибирская философская школа (26-28 октября 2001 г.)

Известно, что студенты не балуют любовью философию в вузе. Кафедры философии не относятся к самым любимым. С советских времен философию превратили в идеологию, и последняя не могла быть любимым делом молодежи.

Но вот времена меняются. А любви как не было, так и нет. А тут еще говорят, что и философии-то нет в России, и что она не нужна вообще никому. И это говорят сами философы.

И добавляют, что вообще философия - это занятие для сумасшедших психов-одиночек, что это все не современно и проч.

В общем, читатель понимает, что одной из целью этой школы и было прояснение ситуации. А что есть вообще-то философия и зачем она молодежи?

Вопрос этот не праздный. Не праздный уже потому, что сама-то философия испокон веку и понималась как любовь к мудрости, как особая практика заботы человека о самом себе (не путайте это с эгоизмом и нарциссизмом!).

А коли так, то почему она не нужна нам? Почему она не нужна молодым? Кто сказал, что любовь ушла от нас? Почему мудрость, забота о спасении себя силой своего мышления, силой своего авторского Я, своего слова, своей душевной работы-заботы о себе - почему это становится не современным?

В нашу пору, когда именно мышление и становится главным человеческим капиталом, когда мышление от первого лица (что, собственно, и есть философия) и есть главный ресурс в жизни человека - в эту пору и пора бы культивировать различные философские практики как собственно в образовании, так и за его ведомственными пределами.

Философские и методологические проработки различных социокультурных проектов, работа по основаниям проектов и программ развития, стратегический анализ социокультурной ситуации - все эти работы требуют именно философского мышления. А кто же научит этому? И где этому можно поучиться? Ответ прост - в том числе на философских школах.

И такая работа нужна именно будущим управленцам, менеджерам, руководителям, а не только гуманитариям. Поэтому эта школа понималась не только как узко-корпоративное мероприятие профессионалов-философов (что, разумеется, тоже было), а как совместная работа философов, методологов, управленцев, взрослых и молодых людей, студентов, аспирантов, магистрантов, и даже старшеклассников (и такие были"!) по выделке различных точек зрения на место философии в России, на ситуацию в России. На место и роль молодежи в России и роль в их жизненных траекториях различных философских практик.

Эти практики я называю антропологическими практиками, то есть различными мыслительными, проектными практиками работы над человеком по развитию его личностных и мыслительных ресурсов. Или другим языком - практиками по развитию человеческого капитала.

Ведь что у нас получается? Мы думаем, что главное - деньги и материальные вещи, в общем, что-нибудь осязаемое. Но мы забываем, что все это делается главной производительной силой - человеком. А бизнес пока в целом не привык считать и вкладывать в то, что не осязаемо. Хотя ежедневно терпит колоссальные убытки от того, что не ведет целенаправленной работы с кадрами, с людскими ресурсами, по их переводу из простой рабочей силы - в главный капитал организации.

Сейчас сдвиги в этом направлении есть. Даже стали публиковаться Доклады ООН по развитию человеческого потенциала в мире и в России. Менеджеры по персоналу становятся в крупных фирмах и банках главными фигурами. Но этот процесс только начинается.

И главное, чтобы эта идеология заботы о человеке вошла в нашу повседневную жизнь. Повторяю, заботу я понимаю не как форму социальной защиты для несчастных, слабых, брошенных людей, а как практику выработки мыслительных качеств у человека, с тем, чтобы он сам смог выдерживать ситуацию выживания и развития при постоянном дефиците натуральных готовых ресурсов.

Нам важно в этом смысле сделать так, чтобы философия перестала быть уделом одиночек и отдельно взятых кафедр философии, которые сами испытывают ныне большие трудности по собственной востребованности. Чтобы философия стала составной частью в жизни нового поколения России. Нам нужны люди с головами и сердцами (а мудрость и мышление - это работа не только ума, но и сердца). И чтобы эти головы и сердца не уезжали на Запад, а оставались в России, формируя новое поколение новой страны.


С. Смирнов  

Руководитель Школы,
smir@online.nsk.su

См. также...

E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх    

  www.circle.ru