Философия / Методология в России


   

   

К. Малевич. Динамический супрематизм

  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

Вторая Сибирская Философская Школа
 Новосибирский философский пи-ар-ход

"Вторая Сибирская философская школа" собрала в свои залы коллег из Новосибирска, Красноярска, Бийска и Барнаула, Кемерово и т.п. - для Сибири тысяча километров не расстояние. Ваш покорный слуга в единственном числе представлял Москву, Кентавр, Circle.ru и Методологию. Пришлось отдуваться за всех, отвечая на иногда каверзные вопросы. Впрочем, дело, кажется, прошло удачно.

Тема Школы была - "Какая философия нужна современной России". Она оказалась явно неподъемной для собравшихся: для студентов (и даже школьников), которые под руководством своих продвинутых и методологизированных лидеров в семинарах и кружках осваивают философский язык. Ведь объявленная тема - рефлексивная над философией, а пришедших молодых участников волновали подходы к решениям самих философских проблем (весьма разнообразных) или обустройство собственных гуманитарных проектов. Но такая несоразмерность темы и реальных передвижений по мысли не производила плохого впечатления: напротив, обсуждения были очень заинтересованными, и важно было, на мой взгляд, чтобы участники сделали какой бы то ни было шаг, а не барахтались беспомощно в чужих тематизмах.

Заинтересованность - впечатляет: по-моему, где-нибудь в Москве не удалось бы собрать столь неснобистски и непресыщено настроенных молодых людей. Мне показалось, что в Сибири (в провинции? - естественно, в положительном смысле) еще живет идея самоценности образования; в Москве же студенты начинают очень быстро понимать, что они должны себя продавать. Благо есть, куда.

В этом смысле, основательность и заинтересованность тех, с кем удалось поработать на Школе, есть функция того, что включающие и востребующие таких людей практики еще не простроены, не технологизированы. Но, с другой стороны, они уже оформляются - иначе бы участники школы и не подумали бы принять в ней такое горячее участие. Чувствительность к тематике гуманитарных технологий, социальной инженерии, ойкумены как мира миров не возникает внутри стандартно и исторически обустроенной социальности. Она приходит в ходе подчас острых и болезненных экспериментов над собой, сопровождающих попытки реализовать активное отношение к миру.

И замечательно, что такие попытки делаются не в одиночку: реально на Школе были представлены около пяти групп единомышленников и коллег, осуществляющих те или иные социальные проекты: образовательные, медиа-социальные, молодежные, городские, консультационные, культуротехнические (для меня неожиданно активно обсуждалась гендерная проблематика). Необходимость если и не объединения ресурсов, то воспроизводства общего поля понимания, поддержания фронтира - и вызвала активное участие руководителей групп, в ходе самой своей работы готовящих себе будущих и уже реальных коллег. Алтайские гуманитарные технологи, объединенные энергией А.Попова; красноярская городская исследовательская группа В.Ефимова; новосибирская школа диалога культур "Умка" (М.Серант); проект Новосибирского молодежного проектного центра (А.Третьяков); проект-семинар Новосибирского педагогического колледжа; проекты С.Смирнова - вот актив и форпост сибирской философии.

Кстати, второе, что отличает ситуацию в Новосибирске от московской - отсутствие взаимного разбегания разных групп. Если в Москве достаточно входить в семинар или школу конкурента, достаточно прозываться вместо методолога философом, вместо акмеолога гуманитарным технологом, чтобы оказаться оттолкнутым в любом, даже нейтральном, обсуждении, - то тут центростремительные, экуменические тенденции преобладают. Слой все-таки узок: это хорошо видно при сравнении практически ориентированных организаторов Школы, удерживающих рамку обеспечения тех или иных социокультурных сдвижек, усвоивших методологическое отношение к собственной работе - и приглашенных более-менее стандартных философов из учебных заведений. Произвольность интересов, подходов и суждений; тошнотворная эклектичность; личностная бессмысленность; школярское ёрничество...

Мусульмане ежедневно благодарят Аллаха, сделавшего их мужчиной, а не женщиной (к гендерной проблематике!). Я готов призвать коллег возблагодарить Господа, позволившего нам прикоснуться к методологии и отвратившего нас навеки от бездарности стандартного университетского философствования...


Г. Копылов  
См. также...

E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх    

  www.circle.ru