Философия / Методология в России


   

   

К. Малевич. Динамический супрематизм

  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

Чтения памяти Н.Г.Алексеева

Н.Г. Алексеев

14-15 августа 2003 г. в гостеприимной николо-поломской школе состоялись чтения, посвященные памяти методолога, доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО Н.Г.Алексеева. Чтения было решено проводить не в Москве, а здесь, в Костромской области, в местах, которые так любил Никита Глебович, куда к нему съезжались многочисленные друзья и ученики.


Материалы чтений будут размещены на странице Н.Г.Алексеева http://alexeev.mmk-mission.ru


Н.Г.Алексеев ушел из жизни 21 марта 2003 г. Удивительной способностью этого человека явилось то, что в течение почти 30 лет каждый год несколько летних месяцев он проводил здесь, в Костромской области - сначала на небольшом хуторе Шахматово близ Турилово, а последние несколько лет в деревне Нозьма.

Что же привлекало известного московского ученого в эти места? Думается, что именно на костромской земле, взрастившей многих государственных деятелей, мыслителей, он обрел живой источник силы для развития нового учения о связи науки и жизни, которое сейчас называют методологией, пытался (и не безуспешно) сделать эти края желанным местом встречи многих известных ученых - психологов, философов, педагогов, - чтобы его глубинная энергетика, многовековая история стала для них источником творчества, вехой в их жизненном пути, "моментом истины" в приобщении к традициям русской земли.

В эти дни здесь собралось удивительное сообщество - все те, кому была дорога память о Никите Глебовиче, с кем в разные времена пересекся его жизненный путь, кто ощутил обаяние его личности - Учителя, Друга, Человека. Это московские ученые, работники образования Парфеньевского района, представители администрации, местные жители. Председательствовали на чтениях: Виктор Иванович Слободчиков, директор Института педагогических инноваций РАО, член-корр. РАО, доктор психологических наук и Юрий Вячеславович Громыко, доктор психологических наук, председатель экспертного совета по экспериментальной деятельности Департамента образования города Москвы. С приветственным словом к собравшимся обратились: первый заместитель главы администрации Парфеньевского района Александр Александрович Дианов, заведующая отделом социальной защиты населения Татьяна Павловна Макарова, ректор костромского государственного университета Николай Михайлович Рассадин, директор средней общеобразовательной школы Николо-Поломы Лидия Валерьевна Фалина.

Почему же столь значимое событие проходило не где-то в Москве, а здесь? Именно потому, что главной "болью" Никиты Глебовича была проблема возрождения здешних мест, поиск механизмов развития местного хозяйства. Население района за последние 30 лет намного сократилось.... Перестали существовать многие и многие деревни, даже в крупных селах часто встречаешь дома с заколоченными окнами... Что нужно сделать, чтобы жизнь снова вернулась в них? Как открыть для местных жителей перспективы жизни и работы в родных селах, чтобы они не мечтали уехать - в Кострому, Москву и Питер? Как воспитать в ребятишках любовь к своей малой родине? И в каждый свой приезд в Нозьму Никита Глебович пытался что-то сделать для решения этих проблем.

Одной из его главных идей была идея использования интеллектуального потенциала отдыхающих для развития района. Удивительная красота здешних мест привлекла сюда многих москвичей и питерцев, которые купили здесь дома и регулярно приезжают на отдых. И люди это непростые: известные ученые, архитекторы, деятели культуры. Как включить их в жизнь района, поставить в ответственную позицию по отношению к его проблемам и нуждам? Превратить из пассивных отдыхающих в "локомотив" экономического, социального, культурного развития района? Это Никита Глебович называл "летним ресурсом" - с этой идеей он встречался с местными жителями, администрацией, отдыхающими. Он писал:

"в район летом на отдых приезжают сотни людей, многие из них высококлассные специалисты в самых различных областях. При адекватном подходе (без какого-либо нажима, учет профессиональных интересов и т.п.) они могли бы принести большую пользу: отдельные консультации, частичное участие в тех или иных мероприятиях, установление связей и т.д.. Как этого достичь - предмет совместного обсуждения непосредственно на месте. На ум приходит следующий ход: в первую очередь провести "инвентаризацию", чтобы получить не приблизительное, а точное знание. Ресурсы надо считать. Для этой цели неплохо бы привлечь старших школьников под руководством учителей и других опытных лиц. Лично я с удовольствием принял бы участие в этом деле, хотя бы ради того, чтобы познакомиться с новыми интересными людьми".

О его деятельности в этом направлении рассказала Татьяна Павловна: как Никита Глебович проводил анкетирование отдыхающих, реализацию каких проектов он планировал. При этом главное внимание он уделял образованию. В разработанном им проекте программы комплексного развития района он писал:

"В настоящее время безусловный приоритет в передовых странах (СШ, Япония, Англия др.) отводится образованию подрастающих поколений и образованию в широком смысле этого слова (переподготовка, повышение квалификации и др.). В эту область вкладываются наибольшие средства и усилия. Признается приоритетность образования и властными структурами нашей страны, хотя скорее декларативно, а не в реальных делах. Тем не менее, кое-где и в нашей стране уже практически реализуется прорывная сила образования. Парфеньевский район может стать в этот ряд. Чтобы достичь этого, а не оставаться в пустых мечтаниях и прожектах, необходимо, конечно, все тщательно снова и снова продумать, одновременно реализуя то конкретное, что можно сделать уже сейчас. Основной замысел предлагаемой программы - начать подготовку районных кадров из учеников местных школ, что предполагает проработку путей решения следующих основных задач: а) разработку системы новых рабочих мест; б) кооперацию с образовательными, научными и промышленными организациями области и центра; в) некоторых изменений в практике преподавания в школах района".

Именно поэтому первый день чтений был посвящен проектам развития. Среди выступавших были специалисты, имеющие многолетний успешный опыт проектирования и реализации образовательных и социальных программ развития территорий: В.И.Слободчиков ("Развивающее образование - шанс развития региона"), А.В.Леонтович ("О возможностях выявления внутренних ресурсов развития сельских сообществ - на примере особо охраняемых природных территорий"), А.С.Лазарев (опыт и перспективы образовательных экспедиций Парфеньевского района), А.И.Парамонов (проектирование в предпринимательской педагогике на примере работы Института открытого бизнес-образования), А.Е.Балабанов (местное развитие как предмет проектирование на примере программы "Малые города России"), В.К.Зарецкий (опыт летних школ для детей с ограниченными возможностями развития), Ю.В.Громыко (мыследеятельностный трансценденциализм: современные задачи русской интеллигенции). Были обсуждены такие предложения по развитию образовательной инфраструктуры района: И.С.Павлов (директор колледжа предпринимательства и социально-трудового проектирования) - организация совместных со школами района летних образовательных лагерей; А.В.Леонтович (руководитель программы "Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского") - организация на территории района охраняемой природной территории; А.С.Лазарев (заместитель директора экспериментальной школы № 1314 г. Москвы) - создание межрегионального клуба старшеклассников по развитию территорий; А.И.Парамонов (ректор Института открытого бизнес-образования г.Москва) - "Бизнес-фестиваль ремесел" и другие.

Никита Глебович является основоположником отечественной традиции рефлексивного мышления. Его работы повлияли на развитие самых разных областей: методологии, психологии, педагогики, истории и методологии науки, эргономики, методологии спорта. Одной из главных задач чтений стало систематизация наследия ученого, выявление и осознание его программных идей для дальнейшего развития созданной им научной школы. Поэтому второй день был посвящен перспективе развития фундаментальных направлений, разработанных Никитой Глебовичем. В этот день прозвучали следующие выступления: А.Б.Шеин ("Н.Г.Алексеев между орденом и собором"), Н.В.Громыко ( "Н.Г.Алексеев и знание"), И.С.Павлов ("Трансценденция как способ работы с идеальным"), Л.Н.Алексеева ("Организация понимания в коммуникации у Н.Г.Алексеева"), А.Б.Холмогорова ("Возможность применения работ Н.Г.Алексеева в клинической психологии и психотерапии"), В.К.Зарецкий ("Н.Г.Алексеев как консультант по решению проблем"), В.В.Швецов ("Научное наследие Н.Г.Алексеева: стиль или позиция"), А.В.Леонтович ("Роль туризма в личностном портрете Н.Г.Алексеева").

Мы надеемся, что эти Чтения будут не последними и будут способствовать как становлению научной школы Н.Г.Алексеева, так и развитию сформированных им практик, в том числе и региональных. Мы благодарим Л.Н.Алексееву и А.С.Лазарева за их труд по организации Чтений.

А.В. Леонтович




E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх    

  www.circle.ru