Философия / Методология в России


   

   
   Философия / Методология в России


   

   

Рафаэль. Афинская школа (фрагмент).


   Философия / Методология в России


   

   
  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

  Дискуссия
  Знаниевые технологии?

А.Нечипоренко

  На рубеже знаниевых технологий


...Мы рассмотрли происшедший во всем мире переход от сциентистских методов общественного развития к иным. Что это за "иные методы"? Утверждается, что по типу они являются методологическими.
Дело не только в том, что они носят гуманитарный характер, но и в том, что они обслуживают проектно-программную деятельность по инженерно-техническому преобразованию социальных и деятельностных систем. При этом IT играют роль ключевого рычага организационно-технических воздействий. СМД-методологам было бы полезно перестать "надувать щеки" в сознании своей исключительности и понять, насколько велико их отставание в реальной практике развития существующих и создания новых деятельностных систем...
Главный тезис статьи состоит в следующем: вторая волна IT заканчивается, и вместе с ней заканчиваются сами IT. Технологии следующей волны должны быть и будут уже не информационными, а знаниевыми.
Именно так должна быть обозначена цель разработческих усилий.
Во всем последующем тексте аналитический залог сменится на проектный, основанный на определенной истории методологизированных разработок систем автоматизации МД и на прорисовке тех направлений, которые реализуются сейчас компанией "НооЛаб" как перспективные.

Критика


  В.Головняк

В целом я считаю эту статью весьма показательной - видимо, только формальная часть языка и может транслироваться (как транслировался язык СМД-схем, на котором написана статья), а содержание умирает вместе с носителями. Вот во что превращаются со временем даже самые лучшие идеи!...
С моей точки зрения, мыследеятельность (МД), понимаемая так, как она представлена в соответствующей схеме и в статьях Г.П.Щедровицкого, всегда образует неустойчивые, нестационарные "системы", т.е. не системы как таковые (в "научном" смысле слова)...
В анализе, использующем МД-представления, знаки приобретают совершенно другие функции, чем в теоретико-деятельностном анализе, и должны поэтому вводиться в рассмотрение совсем по-другому. В онтологическом залоге: знаки в Де и знаки в МД суть не одно и то же.

  В. Никитаев

Почему-то у меня... приглашение автора "вдуматься" приводит к совсем другому результату. Именно: IT - это среда универсальной имитации (simulation) семиозиса (семиотических процессов). Различные программы этой среды имитируют тексты и работу с ними, вычисления, фотоизображения и их обработку, рисование, прослушивание аудио и просмотр видео, монтаж клипов, почтовую связь, обмен мнениями на конференции (или в подворотне) и т.д. и т.п. Успех определяется здесь не "универсальностью материала" (что вообще А.Нечипоренко здесь именует "материалом"?), но тем, насколько эти процессы "в натуре" не зависят от материала...

  Г.Копылов

Одним из направлений размышлений внутри сферы методологии должна стать работа над оформлением мышления в схемах, над разработкой его принципов (которые рассматриваются как важнейшие принципы организации самого методологического мышления). Если удастся так или иначе такое мышление научиться передавать, то задача воспроизводства методологии будет во многом решена.
Но передавать такое мышление до сих пор стремились в основном в структурах ремесленной подготовки... Понимая всю рискованность того, что будет высказано далее, замечу, что сегодня процессы воспроизводства все более и более передаются IT-системам. Нельзя ли для решения нашей задачи воспользоваться ими?"

Ответ А.Нечипоренко


  И все-таки - знаниевые технологии!

Налицо именно ситуация. Обратите внимание, она как бы дважды на "поле методологов". Один раз потому, что речь идет о кризисе на переднем фронте технологического развития, и методология, заявляющая себя как сфера создания новых наук и практик, именно в такой ситуации должна была бы проявить свою эффективность. И второй раз - предметом в данном случае являются не натуральные объекты типа "камней, молний и электронов", "геологических систем" и т.д., а интеллектуальные системы и процессы - мышление, коммуникация, деятельность. Конечно, они берутся в особой форме разработчиками искусственного интеллекта, мат. логиками, технологами и т.д. Но так тут методологии и карты в руки!

  Реплика П.Королева

"..."Основная мысль - вторая волна закончилась. Интересно, что к этой мысли не отнесся никто". Что значит "закончилась", и какие виды отношений возможны при этом? Что идея "динамического знака", только возникнув, сразу же обнаружила свою несостоятельность? Или что: логика гегелевского типа не работает? И если эта "идея" - "центральный пункт всей статьи, без которого смысл текста вообще пропадает", то о чем этот пункт? О том, что нет новых идей, о "кризисе отрасли"? Автор усматривает в этом "ситуацию" и зовет "методологов". Но есть ли это "фронт технологического развития"? А не тупик? И не пора ли восстановить полноту ситуации, прибегая к социо-культурному анализу?"

  Реплика А.Шульги

"... Какими были бы IT-технологии, если бы их стал проектировать методологически образованная и организованная группа разработчиков. (Ну, если представить себе на минутку, что в качестве ТЗ к первой ОДИ было бы не проектирование ассортимента уральского региона, а проектирование IT-системы управления деятельностью министерства образования :)) Другой вариант этого вопроса: какими должны быть IT-технологии, чтобы служить механизмом реализации методологических идеалов по развитию мышления и деятельности."

  Реплика А.Гусарова

Материалы дискуссии "Знаниевые технологии?" перетрактованы мной с позиции информационщика. Как мне ни хотелось - но встать на место Гуманитарного технолога я не смог. Однако я уверен, что долго пустовать эта позиция не будет. Кто успеет?


Просим присылать свои материалы по этой дискуссии.


Приглашение
А.Нечипоренко
В.Головняк
В.Никитаев
Г.Копылов
А.Нечипоренко
ответ
П.Королев
А.Шульга
А.Гусаров

E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх