Философия / Методология в России


   

   

M.C. Escher, Another World

    БИБЛИОТЕКА

Редакция

  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

БИБЛИОТЕКА
(Не методологией единой...)

Общее

От редакции: В разделе "Библиотека" вывешиваются тексты, небесполезные - как мы полагаем - для тех, кто интересуется или занимается методологией, авторами которых не являются методологи. Пока наша библиотека не разбита тематически, в ней мало книг - но это все дело будущего.

Первый специализированный отдел "Библиотеки" - "Методологическая фантастика" .

Мы предлагаем нашим читателям пополнить библиотеку: присылайте либо ссылки на хорошие и полезные тексты, либо сами тексты в электронном виде.
Надеемся на отклики и рецензии читателей представленных текстов - как в нашей Гостевой книге, так и для отдельной публикации  на сайте.

Зиновьев А.А.

Манифест социальной оппозиции
//Континент, N 60, 1989

" Социологическое образование и просвещение широких слоев населения есть абсолютно необходимое условие прогресса нашей страны в социальном отношении. Эта задача является неизмеримо более сложной и трудной, чем любые другие формы оппозиционной борьбы, хотя в словесном выражении это и выглядит вроде бы проще всего..."


Богданов А.А.

От философии к организационной науке
//Вопросы философии, 2003, 1.

"Рассматривать мир явлений как социальную практику - значит видеть в нем поле коллективного труда, где сталкиваются человеческие активности и стихийные сопротивления... Активности-сопротивления представляют те элементы, из которых должно исходить наше исследование.

Но дело идет о преобразовании мира, об изменении его форм. Что такое эти формы? Они результат различного сочетания тех же активностей-сопротивлений, они их "комплексы" или "системы"...

Так получается универсально-обобщающая точка зрения - всеорганизационная точка зрения... Ибо весь ее смысл можно выразить так: организовать человеческие активности, чтобы, побеждая стихии, дальше и дальше организовывать мир для человечества.

Эта точка зрения была чужда буржуазному обществу с его индивидуализмом, разрозненностью, внутренней анархичностью; она близка и естественна для пролетариата, класса всеорганизаторского по своей природе.


Гайденко П.П.

У истоков новоевропейской науки
//Науковедение, 1999, 1.

"Мне представляется, что изгнание из философии умопостигаемых субстанций, предпринятое номиналистами, очищение от них познавательного горизонта аналогично стремлению живописцев Возрождения освободиться от ориентации на традиционный образец и рациональные каноны, чтобы предоставить свободу чувственному восприятию. Интерес к единичному, к акциденциям и их связи - вот что сближает между собой теологию и искусство этого периода. А вместе с устранением субстанциального начала в вещах на первый план выходит принцип отношения - все познается через отношение к другому, и относительность становится господствующим началом - как в философии, так и в науке и искусстве."


Мэмфорд Л. (Mumford)

Миф машины

Сокращенный перевод 8-9 глав книги: Mumford Lewis. The Myth of the Machine. Technics and Human Development. Harcourt Brace Jovanovich, Inc., N. Y., 1966, pp. 163-205. В: "Утопия и утопическое мышление", М., 1991.


А. Азольский

Затяжной выстрел
"Знамя", NN 10, 11 за 1987 г.

Загрузить первые части [8 Кб]

Продолжение романа(zip-ы около 80K): 2 3 4 5

Роман А.Азольского анонсирует Г.П.Щедровицкий:

« Я просмотрел списки участников прошлой лекции и обнаружил, что здесь много психологов и педагогов. И, поскольку меня занимает и интересует комиссия по прикладной психологии, то я именно для них предлагаю такую интересную работу. Я в журнале "Знамя" №№ 10 и 11 наткнулся и прочитал, на мой взгляд, невероятно интересный роман Анатолия Азольского "Затяжной выстрел". Он дает невероятно интересную анатомию нашего советского общества. Ничего столь глубокого я не встречал. Ибо дело не в плохих людях. Дело в том, что все наши беды в производстве, науке и т.д. возникают не из-за подонков и подлецов, а из-за очень хороших людей, воспитанных теми общественными отношениями, которые формировались 70 лет - и которые во многом определены многовековой российской традицией, и которые есть продолжение этой российской традиции в человеческих отношениях... А именно - традиции отсутствия мышления как такового. Я, конечно, понимаю, что слушать это противно. Собственно, на это и бью. Но говорю и другое. Что это есть традиционный стиль наших общественных, в самом широком смысле, наших коммунальных отношений, - или того, что я условно назвал террором профсоюзной организации по отношению к индивиду и к личности. Как только этот индивид и личность хоть чуть-чуть выламываются за пределы освященных традиционных и нормированных форм поведения и деятельности - ему конец.

Именно этим мне и нравится этот роман. Я бы хотел предложить присутствующим здесь психологам, социологам написать разбор этого романа, но не литературоведческий, а социально-психологический. Там может быть масса срезов. Но в нем описана стандартная, рядовая ситуация. И мы должны разрабатывать понятия, которые бы описывали эту стандартную ситуацию. На такое дело вполне достаточно 4-5 месяцев - для тех, у кого есть что сказать. Это задание - для всех, кто хотел бы принять участие в комиссии по прикладной психологии и социологии. Мои обязательства - прочитать, сделать замечания и как-то поработать с этим. »

            (5-я лекция в МИСИ (т.н. "Школа молодых методологов") 11 декабря 1987 г.)


И. Лакатос

История науки и ее рациональные реконструкции.
В сб.: "Структура и развитие науки", М., Прогресс, 1978.

Загрузить текст [84 Кб]

Впервые в сети выложен полный текст статьи Лакатоса, где он систематически анализирует существующие концепции методологии науки; не обращайте внимания на излишний академизм изложения - постарайтесь проникнуть в суть умного, острого и остроумного текста. И еще - эта статья замечательный образчик любимого методологического приема оборачивания.

«Методологические концепции можно анализировать, не обращаясь непосредственно к какой-либо эпистемологической (или даже логической) теории. Основная идея моего подхода состоит в том, что всякая методологическая концепция функционирует в качестве историографической (или метаисторической) теории (или исследовательской программы) и может быть подвергнута критике посредством критического рассмотрения той рациональной исторической реконструкции, которую она предлагает.

Я попытаюсь развить этот историографический метод критики. Сначала я "опровергну" фальсификационизм, "применив" фальсификационизм (на нормативном историографическом метауровне) к нему самому... И наконец, я "применю" методологию научно-исследовательских программ (опять-таки на нормативно-историографическом уровне) к индуктивизму, конвенционализму, фальсификационизму и к самой методологии научно-исследовательских программ и покажу, что на основании этого метакритерия все названные методологические концепции можно конструктивно критиковать и сравнивать друг с другом. Таким образом, предлагаемый мною нормативно-историографический вариант методологии научно-исследовательских программ дает нам общую теорию сравнения конкурирующих логик научного исследования, где (в смысле, который нам еще предстоит установить) история может рассматриваться как "пробный камень" ее рациональных реконструкций.»


И. Лакатос

Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы
М., Наука, 1967.

Загрузить текст [234 Кб]

Классический труд, великолепный образчик рациональной реконструкции истории и логики математики (на примере доказательства одной-единственной теоремы). Реконструкция выполнена в виде диалога учеников с учителем, подлинная история вопроса дана параллельно в подстрочных примечаниях. Должен признаться, что в пятой-шестой главе обилие тонких различений несколько утомляет, однако последняя глава - "Образование понятий" - вознаграждает нас: автор делает неожиданный поворот и перед читателем раскрываются новые грани проблемы...

"При современном господстве формализма невольно впадаешь в искушение перефразировать Канта: история математики, лишившись руководства философии, сделалась слепой, тогда как философия математики, повернувшись спиной к наиболее интригующим событиям истории математики, сделалась пустой".

«Формализм» представляет крепость логической позитивистской философии. Если следовать логическому позитивизму, то утверждение имеет смысл только, если оно является «тавтологическим» или эмпирическим. Так как содержательная математика не является ни «тавтологической», ни эмпирической, то она должна быть бессмысленной, она - чистый вздор. Догматы логического позитивизма гибельны для истории и философии математики."


Щедровицкий Г.П.

Модели новых фактов для логики
Рецензия на книгу И.Лакатоса "Доказательства и опровержения"
// Вопросы философии, N 4, 1968, с. 154-158.

"Собрав рассуждения разных исследователей в одно целое, связав и противопоставив их друг другу как части одной дискуссии, Лакатос создает из них одно сложное рассуждение и, таким образом, превращает историю развития знаний в логический процесс. Если раньше "источником" и "причиной" развития понятий, онтологических представлений и логических принципов можно было считать лишь стихийный исторический процесс, то теперь благодаря приему, примененному Лакатосом. развитие предстает как совпадающее, по сути дела, с сознательным рассуждением, а следовательно, как регулируемое какими-то едиными логическими нормами."


Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли

Загрузить текст [26 Kb]

Пентеконтера - пятидесятивесельный корабль, изобретение греков гомеровского периода. Не менее важное изобретение, по мнению Михаила Константиновича Петрова, философа из Ростова-на-Дону, было сделано ими, когда они начали использовать эти корабли для пиратских набегов: для планирования набегов им пришлось изобрести мышление. На эту работу в последние годы жизни очень любил ссылаться Г.П.Щедровицкий.

"Можно ли палубную ситуацию, где 50 или 100 воль (были и 100-весельные корабли), способностей мыслить, принимать решения отчуждены в голову повелителя, а физические потенции повелителя многократно усилены исполнителями, рассматривать и как начало и как естественный тренажер навыков теоретического мышления? На наш взгляд, можно... Нус Анаксагора, демиург Платона, перводвигатель Аристотеля, пишущий Книгу природы посленикейский Бог христианства, отрешенный от дел мира сего Бог кальвинистов - все это варианты повелителя, пересаженного с палубы пиратского корабля на небо, но не теряющего в таких перемещениях монопольного права представлять слово во вселенском комплексе «слово - дело»."


Иоганн Кеплер

Иоганн Кеплер:от мистерии до гармонии
// Успехи физических наук, т. 109, вып.1 (1973)

Загрузить текст [76 Kb]

Прекрасная подборка историко-фактологического материала о жизни, работе, интенциях и открытиях великого астролога, оптика и знатока неба, очень трудолюбивого и внимательного человека, истинного ученого - Иоганна Кеплера. (Подготовка файла этой статьи - Е.Бутова, ученица 11 класса Физтех-лицея г.Долгопрудный)

"...Я уже разработал метод и сделал первые наброски к книге «De Harmonice Mundi dissertatio cosmographica» [«Космографическое исследование о гармонии мира»]. В ней будет пять частей или глав: первая, геометрическая,- о фигурах, которые можно построить с помощью циркуля и линейки; вторая, арифметическая,- о числовых пропорциях, свойственных правильным многогранникам; третья, музыкальная,- о причинах гармоний; четвертая, астрологическая,- о причинах аспектов; пятая, астрономическая,- о причинах периодических движений...."

"Марс неизменно одерживал верх над человеческой интуицией, издевался над всеми ухищрениями астрономов, разрушал все, что они создавали, разбивал вражеские войска наголову. Тайну своего могущества он хранил на протяжении всех прошедших веков и совершал свой путь, ничем не ограничивая своей свободы, что дало жрецу природы, известнейшему из латинян Плинию повод воскликнуть: Марс - планета, не поддающаяся наблюдениям!"


А. Тойнби

Если бы Александр не умер тогда... Если бы Филипп и Артаксеркс уцелели...

Загрузить эссе 1 [18 Kb] эссе 2 [13 Kb]

Два эссе великого историка на тему "Что было бы, если...". Самое занятное в этой фантазии - то искусство, с которым автор отыскивает известным нам великим людям место в двух альтернативных мировых порядках: вовсе без Александра Македонского и во всемирной двухтысячелетней империи, созданной им.

"Младший сын Птолемея, слишком слабый для дел правления, стал основателем и ректором университета в Александрии. Ему мы обязаны тем блестящим прогрессом науки, который привел через три века к изобретению александрийским профессором Героном паровой машины, преобразившей все наше общество. (Огромную роль в этом деле сыграл и царь Александр XIII, внедривший изобретение теоретика Герона в промышленность.) Проявились при Александре IV и другие блестящие таланты. Ашока - внук Чандрагупты - был полной противоположностью своего деда, ибо ненавидел войну; его глубокий ум и гуманность сделали его первым и непревзойденным министром здравоохранения нашей державы."


Ю.Грязнова

Анализ перформативного текста (П. Фейерабенд. "Против методологического принуждения")

Загрузить текст [29 Kb]

"Идеальный перформативный текст - текст, где демонстрируется, исполняется то, что сказано... Для анализа взят один из самых "скандальных" текстов последнего времени - "Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания" П. Фейерабенда ("скандальность" которого, кстати, связана во многом с его перформативностью)."



ОТДЕЛ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ» ФАНТАСТИКИ

Фантастика как жанр - не только инструмент апробирования социаокультурных конструкций и ситуаций, но и средство исследования границ применимости понятий. В ее произведениях строятся такие же искусственные и экспериментальные ситуации, что и в ОД-играх, и в этом смысле они незаменимы для проблематизации, для самого начала формирования методологической позиции.

Такие произведения мы можем отнести к жанру не научной, не социальной, а методологической фантастики. Мы предлагаем познакомиться с тремя текстами этого жанра, вынося на суд читателей сайта принцип их отбора. Мы с удовольствием приглашаем принять участие в формировании этого отдела - текстами и комментариями.

А.Азимов

Чувство силы
// Американская фантастика, М., Наука, 1988.

Написанная полвека назад миниатюра - блестящая вариация на тему "может ли человек мыслить?"

Текст добавляет ряд аргументов при обсуждении темы о будущем сферы образования, в частности об обучении математике.


Веркор

Люди или животные?

Jean Vercors. Les animaux denatures (1952). Пер. с фр. Р.Закарьян, Г.Сафронова.
//"Веркор. Молчание моря. Люди или животные? Сильва. Плот "Медузы". М., "Радуга", 1990. OCR & spellcheck by HarryFan, 19 December 2000

Части романа(zip-ы около 40K): 1   2   3   4   5   6      

После второй мировой войны, после Нюрнберга и изобретения атомного оружия обостряется вопрос: кого можно назвать человеком? Достаточно ли для формулировки такого "демаркационного критерия" антропологических параметров? Или человечество самой практикой своей жизни отвечает на этот вопрос?

Для размышлений над этими вопросами Веркор ставит человечество в ситуацию, когда "недостающее звено" между обезьяной и человеком обнаружено вживье, в джунглях Борнео.

Достаточно ли будет научных исследований, чтобы понять, кто перед нами? Или нет? - Автор дает прекрасную иллюстрацию использования института суда для поиска истины...


Ст. Лем

Путешествие шестое, или Как Трурль и Клапауциус Демона Второго Рода создали, дабы разбойника Мордона одолеть
// ПСС, т. 6

Информация уже почти полвека вытесняет знания - и по факту, и, к сожалению, в общественном сознании. Ценность информации не усомневается, и даже современное общество называет информационным. А что случилось бы в условиях переизбытка информации? Когда Лем писал этот рассказ, Интернета еще не было...

"- Если ты клятвой торжественной поклянешься и присягой присягнешь отпустить нас после этого без промедленья, то дадим мы тебе информацию о всеинформации, то есть сделаем тебе собственноручно Демона Второго Рода. Демон этот магичен, термодинамичен, неклассичен и статистичен, и станет он из старого бочонка или из чиханья экстрагировать и доставлять тебе информацию обо всем, что было, что есть, что может быть и что будет. "


Рэймонд Ф. Джоунс

Уровень шума
// Американская фантастика, М., Наука, 1988.

Текст интересен трояко.

1. Это точная иллюстрация одного из положений методологии науки - о зависимости возможных инженерных приложений от используемых онтологических моделей и картин. Именно последние определяют, что возможно, а что невозможно. А потому безразличие к ним (и тезис, что главное - математические зависимости) - все это отнюдь не безобидно...

2. Это любопытнейший вариант интерпретации того, что происходит (или может происходить) на ОД-играх с людьми и с группами.

3. Это документ времени (рассказ написан в 1950 г.) Объяснение всему происходящему в рассказе дается в рамках кибернетической парадигмы, очень модной в те времена. Невразумительность этого объяснения сегодня бросается в глаза.

"-Теперь вы понимаете, почему вы сегодня здесь. Даннинг открыл антигравитацию. В этом мы абсолютно уверены. И Даннинг мертв... То, что осталось от аппарата, находится тут. Для нас это всего лишь обгоревшие и окровавленные обломки. Под вашим наблюдением они будут тщательно сфотографированы и разобраны... Нам теперь ясно, что преодолеть притяжение можно - можно оторваться от Земли и полететь к звездам. Мы знаем, что если молодой американец это сумел сделать, то какой-нибудь молодой русский тоже сможет раскрыть тайну антигравитации. Мы должны воссоздать машину Даннинга."


Джеймс Алан Гарднер

Три слушания по делу о наличии змей в крови человека
// "Three Hearings on the Existence of Snakes in the Human Bloodstream". Asimov's Science Fiction, Feb 1997. Перевод В.Слободян.

Текст - о возможных последствиях естественнонаучной объективации гуманитарных феноменов. Если бы веру и неверие, правоверность и ересь можно было бы определять химическим анализом, то история пошла бы по другому пути. (Среди реальных примеров подобного рода - использование антропометрии для анализа расовой чистоты и изыскания Н.Фоменко.)

"У папистов есть змеи в крови, это ясно любому ребенку, взглянувшему в микроскоп. У нас же, у Спасенных, кровь не заражена змеями, и это тоже наблюдаемый факт. Вывод из всего этого очевиден: сама Искупительница отметила папистов своим проклятием, дабы показать, что недовольна ими... Раскол в делах веры привел в расколу между людьми. Паписты стали жениться только на папистках. Спасенные искали себе супругов среди Спасенных... Вследствие этого те, кто видел так называемых змей в своей крови, женились на тех, кто обладал такой же особенностью. Те же, кто не видел змей, женились на тех, кто змей так же не видел. Стоит ли в таком случае удивляться тому, что змеи в крови папистов становились из поколения в поколение все более заметны? И, в то же время, все менее и менее вероятным становилось их появление в крови Спасенных? Ведь это тот же самый искусственный отбор."



НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Конец 1940-х – начало 1960-х – время бурных трансформаций, по воздействию на социальную и культурную жизнь вполне сравнимую с последним десятилетием XX века. Именно тогда был сформирован методологический проект, именно оттуда "растут ноги" многих сегодняшних событий.

В.Лекторский

О прошлом и настоящем
// Вопросы философии, 2000, N 1.

"...Сам я в 1951 г. не связывал с логикой "Капитала" наиболее перспективное направление развития нашей философии. Диамат, который нам в эти годы преподавали, был предельно догматичным. Для меня (как и для многих других философов нашего поколения) вся эта проблематика стала явной лишь в 1953-1954 гг., после защиты кандидатских диссертаций Ильенковым и Зиновьевым. Конечно, я понимаю, что и та, и другая диссертации готовились еще в 1951-1952 гг. Но все же ясно, что появление и распространение принципиально новой философской тематики стало возможным только после смерти Сталина. Оглядываясь назад, я особенно ясно представляю себе революционизирующую роль для нашей философии того, что Ильенков и Зиновьев сделали в середине и второй половине 50-х гг. Дело не только в том, что они были родоначальниками интересных школ в определенной области философии. Я считаю, что их идеи и программы означали принципиальный рубеж в развитии нашей философии в целом. Это было как бы открытием нового мира. И новых по-настоящему философских методов исследования. "


В.Коровиков

Начало и первый погром
// Вопросы философии, 1990, N 2.

"...Весной 1955 года за «гносеологов» взялись всерьез. Нам предложили выступить с разъяснениями своих взглядов на Ученом совете факультета. Этому же посвящали специальные собрания. И, наконец, 13 мая был проведён еще один Ученый совет, где нас громили без всяких церемоний... Абсолютное большинство ораторов изощрялись в приписывании нам всех смертных грехов – от зазнайства до антипартийной деятельности. Две тирады двух деканов того года – Гагарина и Молодцова – пожалуй, ярче всего отразили суть этой экзекуции, заодно раскрыв и облик наших философских надзирателей. «Аракчеевщины бояться нечего, наш долг разоблачать», – твердо отпарировал Гагарин чью-то реплику о слишком жестком, разгромном тоне критики. А Молодцов патетически восклицал: «Куда они нас тащат! Нас тащат в область мышления!» Впрочем реакция зала была моментальной: «Не бойтесь, вас туда не затащишь!» – На Ученом совете присутствовали сотни студентов. И многие из них вполне понимали, что за «очистительная» операция проводится на факультете. "


С.Ковалева

"Студенческий бунт" 1953 г.
// НГ-Наука, 10.09.2003 г.

"...Именно ядерщики и дипломники институтов Академии наук вместе с участниками войны и составили ядро «бунтарей» на IV Отчетно-перевыборной конференции комсомольской организации физфака, которая состоялась в октябре 1953 г. Лидеры этой конференции сделали необычный политический ход. Суть его - прямое обращение в высшую инстанцию, то есть в ЦК КПСС."



ДИССЕРТАЦИОННЫЙ ЗАЛ

Как и в любой уважающей себя библиотеке, в нашей тоже есть зал диссертаций. И хотя жанр этот имеет свою специфику, тексты этого рода бывают весьма и весьма любопытными. Кроме того, они, как правило – большая библиографическая редкость.

На сайте уже была выложена одна диссертация – доклад на соискание докторской степени Н.Г.Алексеева . Сейчас в зале уже три работы, и мы рассчитываем, что он будет постепенно заполняться – вашими трудами, коллеги.

Грязнова Ю.

ПЕРФОРМАТИВНЫЕ ТЕКСТЫ В МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ (1998)

Автореферат

Введение

Глава I. Понятие “текста”

§1. Л.Витгенштейн и М.Хайдеггер: исходная точка проблематизации

    1. Людвиг Витгенштейн и Мартин Хайдеггер

    2. Мартин Хайдеггер и его тексты

    3. Тексты Людвига Витгенштейна

§2. “От произведения к тексту” [8]

§ 3. Событийность Текста

Глава II. Перформативные тексты в методологии науки

§1. Постпозитивизм и смена форм текста

§2. От дескрипции к перформации

    1. Т.Кун. Структура научных революций

    2. Ст.Тулмин “Человеческое понимание”

    3. М.Вартофский. Модели. Репрезентация и научное понимание

    4. Дж.Холтон. Тематический анализ науки

    5. И.Лакатос

    6. Г.Д.Гачев. "Наука и национальные культуры"

§3. П. Фейерабенд “Против методологического принуждения”

Заключение. Литература


Марача В.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ) (2004)

Введение

Глава 1. Принципы социокультурного институционального анализа

Глава 2. Политико-правовое пространство в его наиболее «развернутых» формах

Глава 3. Проблемы становления политико-правового пространства

Заключение. Литература. Приложение.


Меерович М.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РСФСР (2004)

Дисстертация на соискание степени доктора исторических наук


Оглавление

Введение

Глава 1. Историография проблемы, источниковая база и методологические основания исследования

Глава 2. Социально-культурные и политические основы использования жилища как средства управления людьми

Глава 3. Организационно-управленческий административный и финансовый аспекты формирования общегосударственной жилищной политики

Глава 4. Государственные приоритеты в осуществлении жилищной политики и типы хозяйственно-бытового освоения жилого пространства

Глава 5. Общая направленность и концептуальное содержание государственной жилищной политики

Автореферат диссертации (.doc, 230 k)       Полный текст диссертации (.zip, 760 k)


 

Общее
Зиновьев А.А.
Богданов А.А.
Гайденко П.П.
Мэмфорд Л. (Mumford)
А. Азольский
И. Лакатос
И. Лакатос
Щедровицкий Г.П.
Иоганн Кеплер
А. Тойнби
Ю.Грязнова

МеФантастика
А.Азимов
Веркор
Ст. Лем
Рэймонд Ф. Джоунс
Джеймс Алан Гарднер

НовейшИстория
В.Лекторский
В.Коровиков
С.Ковалева

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ ЗАЛ
Грязнова Ю.
Марача В.
Меерович М.

E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел   Вверх